Вы здесь

Условия поставки FCA Инкотермс 2020

Содержание
  • Что такое условия поставки FCA (расшифровка, перевод)?
  • Что такое Франко перевозчик (Free Carrier)?
  • Обязанности по условиям поставки FCA (ФСА)
  • Распределение рисков и ответственности по условиям FCA
  • Цена FCA, условия оплаты и переход права собственности
  • Пример базиса FCA в договоре поставки
  • Изменения в базисе поставки FCA Инкотермс 2020
  • Отличия условий поставок FCA и EXW
  • Преимущества и недостатки применения правила FCA
  • Что такое условия поставки FCA (расшифровка, перевод)?

    Условия поставки FCA Инкотермс 2020 – это торговый термин международных правил Инкотермс 2020, расшифровывается «Free Carrier» named place, переводится «Франко перевозчик» указанное название места - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда товар выпущенный в таможенном режиме экспорта, загружен на транспортное средство перевозчика указанное покупателем в указанном месте.

    Условия поставки FCA Инкотермс 2020 определяют права и обязанности сторон по международному контракту купли-продажи, указывают необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие риски и расходы несет каждая из сторон. Международная торговая палата (ICC) с 2020 года не обязывает применять новые правила Инкотермс 2020, а лишь рекомендует их к использованию, поэтому в международных контрактах можно ссылаться на правила Инкотермс 2010 , а также на правила Инкотермс 2000 или даже на более ранние версии Инкотермс.

    Условия поставки FCA Инкотермс 2010 и FCA Инкотермс 2020 по своему содержанию в основном идентичны. Ранее вместо термина FCA использовался базис поставки FRC. Термин FRC заменил базисные условия поставок FOT (Free on Truck), FOR (Free on Rail) и FOA (Free on Airport). Условия поставки FRC были введены в 1980 году и в редакции Инкотермс 1990 года были переименованы в базис поставки FCA. Условия поставки FCA наиболее часто применяемое правило Инкотермс в мировой торговле, почти 40% контрактов по всему миру заключаются на основе этого правила.

    Инкотермс 2020

    >

    Что такое Франко перевозчик (Free Carrier)?

    Термин «Free Carrier» («Франко перевозчик» или дословно «Свободный перевозчик») означает поставку продавцом товара в указанном месте перевозчику, которого указал покупатель. Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу. Также покупатель может самостоятельно, собственным транспортом осуществить доставку товара, без заключения договора перевозки. Базис поставки FCA может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

    Обязанности по условиям поставки FCA (ФСА)

    Условия поставки FCA Инкотермс 2020 возлагают на продавца обязанности по погрузке товара на транспорт в согласованном месте отправки и по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на продавца расходы по доставке товара до покупателя целесообразно использовать правило CPT Инкотермс 2020.

    У правила FCA Инкотермс 2020 есть два возможных места отправки товара.
    Первый вариант - это место, которое принадлежит продавцу (например, его склад, магазин, завод). Отгрузка считается завершенной, когда товар физически погружен на транспортное средство покупателя или передан курьеру, указанному покупателем.
    Второй вариант касается места, которое не принадлежит продавцу (например, ж/д терминал, морской порт, аэропорт). В таком случае считается, что отгрузка состоялась после того, как товары были переданы перевозчику из транспортного средства продавца, доставляющем товар на место отгрузки. Следует отметить, что выгрузка товаров из транспорта продавца не входит в его обязанности.

    Продавец обязан предоставить покупателю любую информацию, связанную с требованиями безопасности при транспортировке товара, а покупатель должен организовать перевозку товара собственным транспортом, или перевозчиком по контракту за свой счет из указанного места отгрузки.

    Если покупатель дал указание своему перевозчику выдать транспортный документ продавцу, например, коносамент с отметкой «на борту» или авианакладную, то перевозчик должен предоставить полный комплект оригиналов транспортных накладных продавцу.

    >

    Инкотермс 2020

    Распределение рисков и ответственности по условиям FCA

    Следует отметить, что выбор места поставки по условиям FCA повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в данном месте. Если отгрузка осуществляется в помещении продавца или в ином согласованном месте, то продавец несет ответственность за погрузку товара. Рекомендуется наиболее четко определить пункт места поставки, т.к. риск утраты или повреждения товара переходит от продавца к покупателю именно в этом месте.

    Цена FCA, условия оплаты и переход права собственности

    Цена FCA (FCA price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, без стоимости доставки (фрахта) до покупателя.

    Базисные условия поставки FCA Инкотермс 2020 не указывают цену за товар и способ оплаты (предоплата, частичная предоплата, постоплата или после представления документов в банк по аккредитиву), не определяют, когда должна быть произведена оплата (до отгрузки, сразу после отгрузки, через месяц после отгрузки или еще как либо), не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи.

    Пример базиса FCA в договоре поставки

    Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 долларов США на условиях поставки FCA аэропорт Домодедово (Москва Россия) Инкотермс 2020.

    По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки FCA аэропорт Домодедово (Москва Россия) Инкотермс 2020.

    Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.

    >

    Изменения в базисе поставки FCA Инкотермс 2020

    Условия поставки FCA в правилах Инкотермс 2010 и 2020 в основном идентичны по содержанию, кроме одного положения.

    Правила Инкотермс 2020 возложили на покупателя новое обязательство, если такое будет согласовано в контракте, покупатель должен проинструктировать своего перевозчика о выдаче бортового коносамента с пометкой «на борту» продавцу (или авианакладной при авиаперевозках), после погрузки товара на борт судна.

    Но, несмотря на благие намерения, это не продуманное положение, скорее всего не будет выполняться. Отгрузка по-прежнему происходит, когда продавец передает товар перевозчику покупателя. Продавец не обязан фактически осуществлять погрузку товара на борт судна, и если что-то случится с товаром между его доставкой в порт и погрузкой на борт, то покупатель будет нести все риски утраты или повреждения товара. Поэтому продавцу не только не будет предоставлен коносамент, но и покупатель не получит экспортируемый товар и соответственно откажется от его оплаты.

    Это новое положение было добавлено, главным образом, для удовлетворения потребностей продавца в получении оплаты банковским аккредитивом. Это единственное положение в правилах Incoterms 2020, которое требует, чтобы одна сторона проинструктировала перевозчика в передаче транспортного документа, но не дает никаких гарантий и средств правовой защиты другой стороне, если перевозчик не выполнит соответствующих действий.

    Несмотря на то, что МТП (ICC) для морских контейнерных перевозок рекомендует вместо термина FOB Инкотермс 2020 применять базис поставки FCA, на практике это правило для данного вида доставки практически не используется. Это связано с тем, что при поставках FCA покупатель не хочет брать на себя риск повреждения или утраты товара в стране экспортера, а брать только тогда, когда товар был фактически экспортирован, т.е. после погрузки контейнера на борт судна.

    Отличия условий поставок FCA и EXW

    Разница между условиями поставки FCA и EXW - в обязанности погрузки товара в транспортное средство и выполнении экспортного таможенного оформления.

    Простыми словами по базису поставки FCA: товар, прошедший за счет продавца экспортное таможенное оформление, загружается силами продавца в транспортное средство покупателя, если отгрузка происходит в помещении продавца.

    По базису поставки EXW Инкотермс 2020: товар без экспортного таможенного оформления и без погрузки предоставляется продавцом на складе продавца, покупатель должен сам погрузить товар в транспортное средство и за свой счет выполнить экспортную таможенную очистку.

    Основные отличия условий поставки FCA от других терминов представлены в таблице Инкотермс 2020.

     таблица Инкотермс 2020

    >

    Преимущества и недостатки применения правила FCA

    Т.к. по условиям поставки FCA продавец обязан выполнить экспортное таможенное оформление, то покупатель должен предоставить продавцу данные о транспортном средстве, который будет вывозить товар из страны продавца, будь то автомобильный, железнодорожный, воздушный или морской транспорт. Продавец должен знать от покупателя наименование и контактные данные перевозчика, информацию о бронировании фрахта, включая данные, такие как регистрационный знак грузовика, номер вагона, номер рейса или данные судна, чтобы он мог правильно оформить экспортную декларацию и другие необходимые транспортные документы.

    После отгрузки экспортного товара продавец обычно возмещает НДС. Для обоснования возврата НДС налоговые органы могут потребовать от продавца документ, подтверждающий экспорт (вывоз) товара за границу. Впервые в базисе FCA Инкотермс 2020 было введено требование, согласно которому, если этого требует продавец, покупатель должен поручить своему перевозчику, выдать продавцу транспортный документ с пометкой, что товар был загружен на транспортное средство. Это дополнение было введено в основном для получения продавцом оплаты товара через банковский аккредитив. В условиях поставки FCA упоминается транспортный документ, подтверждающий, что товары были загружены на транспортное средство (например, для морской контейнерной перевозки - коносамент с отметкой «на борту»). Также данная транспортная накладная может быть использована продавцом для других целей, например для факта подтверждения экспорта в налоговых органах.

    Использование термина FCA для покупателя дает несколько экономических преимуществ. Позволяет покупателю контролировать перевозку товаров, возможно объединяя их от нескольких продавцов в одном транспортном средстве (например, полная загрузка грузового автомобиля или полная загрузка контейнера). Договариваться о ставках с выбранным перевозчиком, и, следовательно, минимизировать свои транспортные расходы.

    Основным недостатком применения базиса FCA для покупателя, является - риск потери или повреждения товара, начинающийся на самой ранней стадии в стране продавца.