Железнодорожная накладная (Rail Waybill) международного сообщения и ее дубликат являются транспортными документами при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанная международной Конвенцией МГК (Международная грузовая конвенция, с 1984г. именуемая КОТИФ - Конвенция по международным грузовым перевозкам), а также Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС). Основное содержание накладной: название станции назначения и пограничных станций, наименование груза, оплата за перевозку, объявленная ценность груза. Текст железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух языках. Она выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя, скрепляется перевозчиком, который ставит штемпель на накладной дубликате. Последний остается у грузоотправителя. Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и т. д. Дубликат железнодорожной накладной входит в комплект документов для получения платежа по аккредитиву или в инкассовой форме.
Железнодорожная накладная СМГС (форма накладной при отправке грузов с территории и на территорию стран бывшего СССР сохранилась) состоит из пяти листов:
Первый лист - оригинал накладной, который сопровождает груз до станции назначения и выдается получателю вместе с пятым листом и грузом.
Второй лист - дорожная ведомость, сопровождающая груз до станции назначения и остающаяся на дороге назначения; выдается столько дорожных ведомостей, сколько дорог участвует в перевозке.
Третий лист - дубликат накладной, который выдается отправителю после заключения договора перевозки.
Четвертый лист - лист передачи груза, сопровождающий отправку до станции назначения, который остается на дороге назначения.
Пятый лист - лист уведомления о прибытии груза, который сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с оригиналом и грузом.
Европейские страны руководствуются Конвенцией (КОТИФ), предусматривающей немного другую форму железнодорожной накладной. Поэтому при оформлении перевозки из СНГ, когда часть пути будет проходить через европейские страны, накладная СМГС оформляется до пограничной станции железной дороги страны, граничащей с СНГ, где накладная СМГС будет переоформлена в накладную КОТИФ. Такая же процедура производится на пограничных станциях и при отправке товаров в страны СНГ.